Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Художественное слово"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С №11 « БЕРЕЗКА»
ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Принято на заседании
педагогического совета
МДОБУ Д/С №11 « Березка»
Протокол № 4 от 30.05. 2025г.

Утверждено
Заведующий МДОБУ ЦРР Д/С №11« Березка»
30. 05.2025г.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально –
гуманитарной направленности

Возраст воспитанников: 6 -7 лет
Срок реализации программы- 1 год

Слинчак Светлана Викторовна.
Учитель - логопед

пгт.Липовцы
2025г

Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1

Пояснительная записка.

Актуальность программы.
Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и
развить у детей дошкольного возраста путём постоянной тренировки дикции и
голоса. Ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их
выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется
воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и
ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к
овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью. Программа
направлена на формирование у детей интереса к поэзии и умению выразительно
читать стихи, помогает приобщить детей к миру общечеловеческих и
культурных ценностей.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения: базовый.
Отличительной особенностью программы является то, что
содержание дополнительной образовательной программы не повторяет
программу детского сада, а дополняет ее. Программа позволяет приобщить
детей к миру культуры и воспитанию художественного вкуса через
формирование у детей интереса к поэзии. Знакомит детей с ритмичностью,
музыкальностью, напевностью языка и формирует способность замечать
красоту и богатство русского языка.
Дополнительная программа «Художественное слово» развивает память и
интеллект, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,
разнообразной интонацией, орфоэпией.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Художественное слово» разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№1726-р);
- Приказа Министерства Просвещения России от 9 ноября 2018 года №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021N1
«Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно- эпидемиологические
требования».
Адресат программы
Программа рассчитана для детей 6-7 лет, посещающих МДОБУ д/с №11
«Берёзка» Октябрьского муниципального округа.
Группа формируется из детей одного возраста, состав группы постоянный.
Состав группы – 8-10 детей.
Набор детей производится без специального отбора на основании
письменного заявления родителей. Взаимоотношения между учреждением и
родителями
(законными
представителями)
регулируются
договором,
включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон,
возникающие в процессе воспитания и обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей производится в октябре на основании письменного заявления
родителей. Программа рассчитана на 1 год обучения (30 недель, 30 часов).
Режим занятий:
1 раз в неделю – 1 академический час. 1 академический час -30 мин.
Продолжительность образовательного процесса: 30часов.

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования выразительной речи у
детей посредством выразительного чтения стихотворений.
Задачи программы.
Воспитательные:
1.Воспитывать эстетический, художественный вкус.
2. Воспитывать нравственные качества личности.
3.Воспитывать любовь к поэзии.
Развивающие:
1.Способствовать развитию интонационной выразительности речи детей.
3

2. Развивать связную речь, обогащать словарь ребенка.
3. Развивать творческие способности.
Образовательные:
1.Обучать детей понимать содержание стихотворений.
2. Обучать речевым умениям: дикции, темпу речи, громкости.
3. Формировать умение передавать игровые образы в действиях.

1.3. Содержание программы
Учебный план
№п/п

1

Название раздела,
темы, количество
занятий
Хочу говорить
красиво-11

Количество часов
Всего

Теория

Практика

11ч.

2ч.

9ч.

1.1

Как мы говорим?

1

0,5

0,5

1.2

Дыхание

1

0,5

0,5

1.3

Голос

2

1

1

1.4

Дикция и артикуляция

2

1

1

Интонация

1

0,5

0,5

1.6

Логическое ударение

2

1

1

1.7

Ритм

1

0,5

0,5

1.8

Скороговорки

1

0,5

0,5

17ч.

4ч.

13ч.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1.5

2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Приобщение к
литературе-17

Звуковая и языковая
игра в поэзии
Н. Артюхов «Белый
дед»
З. Александрова
«Зимняя песенка»
О. Чусовитина «Самый
лучший»
А. Берестов «8 Марта»

Формы
контроля
Творческое
задание

Чтение по
ролям.
Творческое
задание.

4

2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
3

В. Ланцетти «Весна и
Ручей »Заклички

2

1

1

1

0,5

0,5

Е. Благинина
«Черемуха»
Е. Благинина
«Шинель»
А. Барто «Девочка
Чумазая»
Итоговое занятие-2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Итого

2ч.

30

-

2

14

Театрализов
анная
постановка.

16

Содержание учебного плана
Раздел 1. «Хочу говорить красиво!»
1.1Тема: «Как мы говорим?» -1ч.
Теория: Какой должна быть речь?
Практика: Игровое упражнение «Закончи предложение», игра «Ассоциация».
1.2Тема: «Дыхание» -1ч.
Теория: Роль правильного дыхания.
Практика: Проведение в игровой форме дыхательных упражнений «Буря в
стакане», «33 Егорки».
1.3Тема: «Голос » -2ч.
Теория: Главные качества голоса.
Практика: Игровые упражнения на развитие голоса «Эхо», Чтение
стихотворения А. Шибаева «Была тишина, тишина, тишина» с изменением
силы голоса с каждым куплетом..
1.4Тема: «Дикция и артикуляция» -2ч.
Теория: Понятие дикция и артикуляция.
Практика: Упражнения на дикцию и артикуляцию «Протяжные слоги», « Кьюикс».
1.5Тема: «Интонация »-1ч.
Теория: Какой должна быть интонация?
Практика: Игра «Спроси-ответь». Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у
вас?». На примере стихотворения упражнять в употреблении разных видов
интонации.
5

1.6. Тема: « Логическое ударение»-2ч.
Теория: Что такое логическое ударение?
Практика: На примере четверостиший упражнять в постановке логического
ударения. Игра «Волшебные слова» (на смыслоразличительное значение
ударения)
1.7.Тема: «Ритм» -1ч.
Теория: Понятие о ритме.
Практика: Ритм при работе с чистоговорками. Упражнять в правильном
произнесении звуков в словах.
1.8. Тема: «Скороговорки»-1ч.
Теория: Как быстро научиться произносить скороговорки.
Практика: На примере скороговорок упражнять в правильном и быстром их
произнесении.

Раздел 2. Приобщение к поэзии.
2.1Тема: « Звуковая и языковая игра в поэзии»-2ч.
Теория: Звуки в нашей речи.
Практика: Тренировка в правильном употреблении звуков. Игра «На что похож
звук». Заучивание отрывка из стихотворения А. Усачева «Шуршащая песенка»
2.2Тема: «Н. Артюхов «Белый дед» -2ч.
Теория: Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами
русских художников.
Практика: Чтение стихотворения Н. Артюхова «Белый дед». Заучивание
стихотворения, чтение наизусть детьми с разной эмоциональной окраской.
2.3Тема: «З. Александрова « Зимняя песенка» »-2ч.
Теория: Беседа о зиме, о зимних развлечениях.
Практика: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения, чтение наизусть
детьми, используя разные виды интонации.
.
2.4 Тема: «О. Чусовитина « Самый лучший»-1ч.
Теория: Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества».
Практика: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения. Чтение
наизусть детьми, передавая свое отношение к содержанию стихотворения.
2.5Тема: «А. Берестов «8 Марта» -1ч.
Теория: Беседа о предстоящем празднике.
6

Практика: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения. Чтение
наизусть детьми, передавая свое отношение к содержанию стихотворения.
2.6Тема: «В. Ланцетти «Весна и Ручей »-2ч.
Теория: Беседа о весне и признаках весны.
Практика: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения. Чтение наизусть
по ролям.
2.7Тема: « Заклички» -1ч.
Теория: Беседа о фольклоре и русских традициях.
Практика: Чтение закличек о весне. Заучивание закличек.
2.8 Тема « Е. Благинина « Черемуха»-2ч.
Теория: Чтение педагогом стихотворений П. Воронько «Березка», И. Токмакова
«Осинка».
Практика: Чтение стихотворения Е. Благининой. Заучивание стихотворения.
Чтение наизусть детьми, используя выразительные средства языка.
2.9 Тема « Е. Благинина « Шинель»-2ч.
Теория: Беседа о войне. Объяснение слова шинель. Показ иллюстраций.
Практика: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения. Чтение наизусть
детьми, используя выразительные средства языка.
2.10 Тема «А. Барто «Девочка Чумазая»-2ч.
Теория: Беседа о правилах личной гигиены
Практика: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения. Чтение по ролям.
Раздел 3. Итоговые занятия. 2ч.
Практика: Театрализованное представление сказки К. Чуковского «Федорино
горе». Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства
художественной выразительности для передачи характера героев. Показ
театрального представления.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся повысится общий уровень культуры и нравственности.
Сформируется устойчивый интерес и любовь к поэзии.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет активно владеть речью.
Дошкольник научится без стеснения выразительно читать стихи.
У дошкольника будут развиты творческие способности.
7

Предметные результаты:
Обучающийся научится понимать содержание стихотворений,
средствами художественной выразительности.
Обучающийся научится речевым умениям.
Обучающийся научится передавать игровые образы в действиях.

владеть

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы.
Занятия по данной программе проводятся в просторной, хорошо освещенной
комнате, которая отвечает всем установленным санитарно-гигиеническим
требованиям:
1) Посадочное место (детские столы и стулья на каждого ребёнка);
2) Комната оборудована:
- музыкальным центром;
- настенным зеркалом;
Техническое обеспечение:
1. Ноутбук.
2. Интернет.
3. Аудиозаписи.
Дидактическое обеспечение:
1. Книги со стихотворениями.
2. Иллюстрации и картинки к стихотворениям.
3. Музыкальные произведения.
4. Фонограммы текстов в исполнении мастеров художественного слова.
5. Методическая литература для развития дикции.
6. Репродукции русских художников.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список литературы для педагога
1.М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко « Художественное чтение и
рассказывание в детском саду».Изд.-3-в…Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
2.Д.А. Буяльский « Искусство выразительного чтения» М.: Просвещение,
1986.-176с.
8

3.Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. -М.:
Просвещение,1985.-123с.
4.Учимся правильно и четко говорить.Вента-Гриф,2007
5. Воспитание у детей правильного произношения. Провещение,1989.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации.
В программе «Художественное слово» используются следующие оценочные
материалы:
- Творческие задания
- Чтение по ролям стихотворения.
- Показ театрализованного представления детьми.

2.3.Методические материалы
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«художественное слово» используются словесный (рассказ, беседа, объяснение),
практический ( упражнения, игры), творческий методы.
Технологии: информационные, здоровьесберегающие, игровые, личностноориентированные.
Методы обучения: подгрупповой.
Форма контроля: наблюдение, выполнение практических заданий и
упражнений, игры, беседы с детьми, показ театрализованного представления,
открытое занятие.
Методы
Средства
Словесные методы:
Использование
произведений
Рассказ,
объяснение,
беседа, художественной литературы, устного
толкование (разъяснение понятия), народного творчества:
поручение,
анализ
ситуаций, Фольклор: песни, заклички, пословицы,
обсуждение, пояснения, указания, скороговорки, загадки и др.
вопросы
к
детям,
образный Поэтически
произведения
сюжетный
рассказ,
словесные (стихотворения, сказки.)
инструкции
(
инструкциикомментарии,
инструкцииинтерпретации),
рассказывание
сказок,
драматизация,
инсценирование.
Наглядные
пособия,
образцы,
Наглядные методы:
9

использование персонажей различных
театров
Метод иллюстрирования
Предполагает применение картинок,
рисунков,
изображений,
иллюстрированных
пособий
к
стихотворениям: карточек, алгоритмов,
атрибутов.
Метод демонстрации (использование Прослушивания музыки, стихотворения.
технических средств для аудио и
видео ряда)
Метод показа
Различные действия и движения,
манипуляции
с
предметами,
имитирующие движения и др.
Музыкально-ритмические
движения,
Методы практического обучения:
Упражнения (устные, двигательные этюды-драматизации.
Дидактические,
(для развития общей и мелкой музыкально-дидактические игры.
моторики) и трудовые). Обсуждение Различный материал для продуктивной и
ситуаций взаимодействия в ходе творческой деятельности.
игры и творческой деятельности.
разнообразных
средств,
Методы,
вызывающие Сочетание
использование
устного
народного
эмоциональную активность:
Воображаемая
ситуация; творчества (сказки) ,включение игровых
придумывание
сказок;
игры- и сказочных персонажей.
драматизации; кукольный театр;
юмор и шутка; поощрение детей за
внимательность,
доброжелательность,
сотрудничество; участие родителей
и детей других групп.

2.4.Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
1 полугодие
Продолжительность
периодов

учебных
2 полугодие

1 год
30
30
01.09.202531.12.2025
09.01.202610

29.05.2026
6-7
1ч.
1 раз/нед
30

Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка
2.5. Календарный план воспитательной работы
№
1
2
3
4
5
2

Мероприятия

Объем

Показ спектакля для детей
подготовительных групп
Инсценировка произведений А.Барто
Праздничная программа ко Дню
матери
Зимние посиделки
Стихи для мамы
Итоговое занятие для родителей

30 мин

Временные
границы
Октябрь

30 мин
30

Ноябрь
Ноябрь

30 мин
30 мин
30 мин

Декабрь
Март
Май

Список литературы
1.Боголюбская В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском
саду: уч.пособие. Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2018.
2. Буяльский Д.А. Искусство выразительного чтения: уч.пособие. Москва:
Изд-во «Просвещение», 2017.
3.Буяльский Д.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного
возраста: уч.пособие. Москва: Изд-во «Просвещение»,2017.
4. Буяльский Д.А.Воспитание у детей правильного произношения:
уч.пособие. Моска: Изд-во «Провещение», 2019.
5. Волков И.О. Учимся правильно и четко говорить: уч.пособие. Москва:
Изд-во «Вента-Гриф»,2017.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».