МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С №11 « БЕРЕЗКА»
ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Принята на заседании
педагогического совета
МДОБУ д с №11 « Березка»
от 30 05. 2025 г
Протокол № 4
Утверждаю
Заведующий МДОБУ д/с №11
_____________Л.Д .Никонова
30. 08.2025г.
.
КРЕПЫШИ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации программы- 1 года
Инструктор по физической
культуре.
Малинина Лидия
Владимировна.
пгт.Липовцы
2025г
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Современное поколение воспитывается в мире гаджетов, дети помещены в
мощное информационное поле, легко и быстро осваивают огромное количество
информации. В связи с этим очень важно по – новому смотреть на физическое
развитие ребёнка. С этой целью была разработана и внедрена дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Крепыши». Программа
направлена на развития двигательной деятельности детей в которой предлагаются
разнообразные физкультурно-игровые пособия, которые являются стимулом к
выполнению разных движений.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения: базовый.
Отличительными
особенностями:
дети
выполняют
специальные
упражнения с использованием нетрадиционного спортивного оборудования,
предполагающие игры и упражнения на формирование двигательного опыта и
физических качеств дошкольника. Занятия включают в себя сюжетные игры на
развитие творческого воображения, игровые упражнения,
игры-забавы,
спортивные игры на развитие двигательной активности и общей моторики детей.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Крепыши» разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№1726-р);
- Приказа Министерства Просвещения России от 9 ноября 2018 года №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021N1
«Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно- эпидемиологические
требования».
2
Адресат программы
Программа рассчитана для детей 5-6 лет, посещающих МДОБУ д.с №11
«Берёзка»
Октябрьского муниципального округа.
Группы формируются из детей одного возраста, состав группы постоянный.
Состав группы: 10 - 12 детей.
Набор детей производится без специального отбора на основании
письменного заявления родителей. Взаимоотношения между учреждением и
родителями (законными представителями)
регулируются договором,
включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон,
возникающие в процессе воспитания и обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей производится в октябре на основании письменного заявления
родителей. Программа рассчитана на 1 год обучения (28 недель, 28 часа).
Режим занятий:
1 раз в неделю – 1 академический час. 1 академический час -25 -30 мин.
Продолжительность образовательного процесса:
первый год обучения – 28 ч.;
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие двигательной активности у детей 5-6 лет
Октябрьского муниципального округа, посредством вовлечение в игровую
деятельность
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать у дошкольников желания физического
самосовершенствования;
2. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно
поставленной цели;
3. Воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность, творчество.
Развивающие:
1. Развивать двигательные способности.
2. Развивать психофизические качества.
3. Развивать потребность в ежедневной двигательной активности.
Обучающие:
1. Формировать двигательные умения и навыки.
2. Формировать у детей умение и навыки правильного выполнения
упражнений.
3. .Обучать детей умению применять гимнастические упражнения в
самостоятельной деятельности.
3
1.3. Содержание программы
Учебный план
№п/п
1
1.1
Название раздела,
темы, количество
занятий
Лучшие друзья-5
«Друзья»
Количество часов
Всего
Теория
Практика
5ч.
2ч.
3ч.
1
0,5
0,5
1.2
«Стройная спинка»
1
0,5
0,5
1.3
«Весёлый зоосад»
2
0,5
1,5
1.4
«Свежий воздух»
1
0,5
0,5
5ч.
2.5
2,5ч.
2
«Ловкие ребята».-5
2.1
«Вот так ножки»
1
0,5
0,5
2.2
«Моя ровная спинка»
1
0,5
0,5
2.3
«Здоровые ножки»
1
0,5
0,5
2.4
«Мой весёлый
звонкий мяч»
«Палочкавыручалочка»
«Будь здоров»-8
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
8ч.
3ч.
5ч.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2.5
3
3.1
3.2
«Дикие животные»
«Весна»
3.3
«Игрушки»
1
0,5
0,5
3.4
«Колобки»
2
0,5
1,5
3.5
«Обезьянки»
1
0,5
0,5
3.6
«Затейники»
2
0,5
1,5
«На стадионе»-8
8ч.
-
2ч
«Поход»
30ч.
10,5ч.
19,5ч.
4
4
Формы
контроля
Наблюдение,
анализ педагога
Выполнение
игровых
упражнений
Выполнение
спортивных
упражнений
Соревнование
Содержание учебного плана
1 Раздел: «Лучшие друзья».
1.1 Тема: «Друзья»
Теория: Знакомство с правилами поведения в спортивном зале.
Практика: Развивать двигательные способности детей и физические качества.
1.2 Тема: «Стройная спинка»
Теория: Дать общее понятие осанки и процесса её формирования.
Практика: Развивать умение у детей удерживать правильную осанку.
1.3 Тема: «Весёлый зоосад»
Теория: Познакомить детей с упражнениями на равновесие.
Практика: Укреплять связки и мышцы стоп с целью предупреждения
плоскостопия.
1.4 Тема: «Свежий воздух»
Теория: Познакомить детей с комплексом упражнений с мячами, воздушными
шарами.
Практика: Дыхательная гимнастика «спортсмен» и игра «волейбол с воздушными
шарами». Упражнение «надуем шары», игра «закати мяч в ворота ногой».
2.Раздел. «Ловкие ребята».
2.1. Тема: «Вот так ножки»
Теория: Укреплять мышцы стоп и голени с целью предупреждения плоскостопия.
Практика: Комплекс упражнений на укрепления мышц стопы и голени.
Упражнения с использованием массажных ковриков, игра «Догони петуха».
2.2. Тема: «Моя ровная спинка»
Теория: Продолжать формировать правильную осанку у детей, укреплять мышцы
спины.
Практика: Игра «Найди себе место», упражнение «Бег по кругу», игра «Попляши
и покружись – самым ловким окажись».
2.3. Тема: «Здоровые ножки»
Теория: Продолжать укреплять мышцы стоп и голени. Формировать навыки
пластичности, содействовать развитию внимания.
Практика: Комплекс упражнений «Дорожка здоровья», упражнения с
массажными мячами, упражнения «Рисуем ногами».
2.4. Тема: «Мой весёлый звонкий мяч»
Теория: Совершенствовать через игру движения с мячом: подбрасывать и ловить
его, прокатывать. Создать у детей радостное и весёлое настроение, закрепить
навыки владения мячом.
Практика: Комплекс упражнений с мячом. Игра «Собери мячи», эстафета
«Прокати мяч по дорожке», «Мяч по кругу».
2.5. Тема: «Палочка-выручалочка»
Теория: В игровой форме развивать качества: быстрота, ловкость, координация
5
движений, умение ориентироваться в пространстве.
Практика: Разминка «Сорока», комплекс корригирующих упражнений. Эстафета
«Кенгуру», подвижная игра «Найди свою пару».
3.Раздел. «Будь здоров».
3.1. Тема: «Дикие животные»
Теория: Развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакций на сигнал.
Формировать навыки правильного выполнения.
Практика: Комплекс упражнений «Весёлые обезьянки», игра «Мяч лови – дикое
животное назови», подвижная игра «Волк во рву», игра «Что за маскарад»,
упражнения на расслабление.
3.2. Тема: «Весна»
Теория: Укреплять дыхательную систему. Развитие умения снимать усталость,
улучшать осанку, правильно дышать.
Практика: Ходьба с различными выполнениями заданий, ритмическая гимнастика
на фитбол-мячах, упражнения с обручами, дыхательное упражнение «Подыши
одной ноздрёй». Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
3.3. Тема: «Игрушки»
Теория: Укреплять мышцы спины, дыхательную систему.
Практика: Комплекс гимнастики «Мои игрушки». Упражнение «Силачи» с мячом,
ходьба в различных направлениях и темпе: прямо, боком. Игра «Ходим в шляпах»,
дыхательные упражнения «Трубач» и «Часики».
3.4. Тема: «Колобки»
Теория: Развивать координацию движений, продолжать укреплять мышцы стоп
голени.
Практика: Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений.
Упражнение «Скатаем колобок». Игра «Колобок и звери». Комплекс упражнений
на укрепление мышц стопы и голени, на формирование свода стопы, упражнения с
использованием массажных ковриков. Упражнение «Собери камушки».
3.5. Тема: «Обезьянки»
Теория: Развивать ловкость, внимание, координацию движений, пластичность.
Практика: Комплекс упражнений «Прыгалка», упражнение «Прыгуны»
подвижная игра «Парк развлечений», игра – упражнение «Кто дальше бросит мяч».
Игры на внимание «У кого больше предметов?» и «Поверни».
3.6. Тема: «Затейники»
Теория: Лазанье по гимнастической стенке, ходьба по кругу с выполнением
заданий: ходьба приставным шагом, подставляя пятку одной ноги к носку другой,
ползанье на четвереньках «Змейкой».
Практика: Упражнение «С понедельника по воскресенье», подвижные игры:
«Эстафета парами», «Карусель», «Охотники и зайцы», «Мы весёлые ребята».
6
4. Раздел. «На стадионе».
4.1 Тема: «Поход»
Теория: Продолжать формировать правильную осанку у детей, укреплять мышцы
спины, развивать умение, снимать усталость.
Практика: Ходьба с широким шагом, держа за спиной мячи, ходьба разными
способами: на носках, приставным шагом. Упражнения с мячом, ходьба по
гимнастической скамейке с мешочком на голове, прыжки в высоту с хлопком над
головой. Игра – упражнение «Прыгни и повернись», игра на быстроту движений
«Догнать соперника», подвижная игра «Хитрая лиса», малоподвижная игра
«Угадай по голосу».
4.2 Тема: «Мы спортсмены»
Теория: Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени,
закрепить и формировать знания о видах спорта, закрепить умение подбрасывать
мяч вверх и ловить его двумя руками.
Практика: Комплекс упражнений «Спортсмены», эстафета «Прыжки через
препятствие», эстафета с мячом «Художественная гимнастика», игра «Кто
быстрее». Подвижная игра «пятнашки», игра малой подвижности «Передай мяч по
кругу».
4.3 Тема: «Цирк»
Теория: Продолжать развивать сохранять равновесие при ходьбе по канату,
закреплять ходьбу с высоким подниманием колен, ходьбу приставным шагом,
умение прыгать из обруча в обруч (лежащий на полу).
Практика: Комплекс упражнений «Штангисты», упражнение «Канатоходцы»,
упражнение «Дрессированные собачки», упражнение «Ползучие змеи» подлезание под дугу. Подвижные игры: «Ловишки с лентами», «Вышибало».
Малоподвижная игра «Волшебник».
4.4 Тема: «Колечко»
Теория: Закрепить умение соотносить свои движения с темпом и ритмом,
совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний),
проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития
плоскостопия, нарушений осанки.
Практика: Комплекс упражнений «Весёлая зарядка», упражнения для ног:
«Топотушки», «Лабиринт», «Шагающая цапля». Подвижные игры: «Удочка»,
«Колечко».
4.5.Тема: « Весенние забавы и игры».
Теория: Повторить название и правила игр и забав.
Практика: Подвижные игры: «Болото», «Поменяемся», «Придумай упражнение» с
использованием нестандартного оборудования.
4.6. Тема: «Гномики»
Теория: Повторить схематическое изображение ОУ.
Практика: ОУ с пластиковыми бутылками, используя карточки-схемы, ходьба по
7
камешкам.
5. Итоговое занятие-соревнование Тема: «Будь сильным и ловким». 2ч.
Практика: Упражнения: «Дорожки со следами», «Пенёчки-кочки», «Мягкие мячи»
(набивные),тренажер для метания «Накорми птенца»
1.4 Планируемые результаты.
Личностные результаты:
У обучающихся улучшится физическая активность детей.
Повысится культура общения и поведения детей.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся может контролировать свои движения и управлять ими.
Обучающиеся овладеют коммуникативными навыками.
У дошкольников сформируются представления об играх с правилами.
Предметные результаты:
Обучающиеся расширят знания о ЗОЖ.
Обучающийся научится использовать нестандартное оборудование в играх.
Обучающийся научится выполнять действия в соответствии с правилами и ходом
игры.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы.
Занятия по данной программе проводятся в просторном, хорошо освещенном
физкультурном зале, который отвечает всем установленным санитарногигиеническим требованиям:
1. Зал оснащён:
- спортивным оборудованием,
Для учебных и практических занятий детям требуется:
- гимнастическая скамейка,
- мягкие набивные мячи,
- дорожки-тренажёры,
- пластиковые бутылки, заполненные песком,
- дорожки со следами,
- парашют,
- короткие скакалки,
- массажёр из киндер-капсул,
- бубен, свистки, колокольчик.
8
Техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Интернет.
3. Аудиозаписи.
4. Видеотека: русские народные игры, разные виды спорта.
Дидактическое обеспечение:
1. Сборники книг с играми.
2. Карты-схемы.
3. Магнитная доска, магниты.
4. Атрибуты для сюжетных игр.
5. Эмблемы, медали.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список литературы для педагога
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально –
ориентировочный подход / Школа здоровья, 2000.
2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. От рождения до школы. М.
«Мозаика-Синтез», 2014г.
3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. –
2002.
4. Инструктор по физической культуре / Сфера, 2014.
5. Маханева М.: С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое
пособие / изд. «Сфера», 2009.
6. Образцова Т. Н.: Подвижные игры для детей / изд. «Лада/Москва», 2005.
7. Овчинникова Т. С. Организация здоровье - сберегающей деятельности в
ДОУ. – СПб, 2006.
8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-7 лет. М., «Мозаика
Синтез», 2009г.
9. Степанкова Э.Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет). М., «Мозаика Синтез»,
2011г.
10. Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.
М., «Мозаика
Синтез», 2005г.
11. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование
образовательной деятельности в ДОО: Средняя группа: Методическое
пособие: Составлено в соответствии с ФГОС ДО / Центр педагогического
образования. – М., 2014.
12. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие
технологии в образовательно- воспитательном процессе – М., 2003
9
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации.
В программе «Крепыши» используются следующие оценочные материалы:
- Наблюдение. анализ педагога.
- Выполнение игровых упражнений по словесной инструкции .
- Выполнение спортивных упражнений по словесной инструкции .
- .Итоговые соревнования.
- Показательные выступления.
.
2.3.Методические материалы
Для реализации программы применяются методы и приёмы:
1. Наглядный метод - показ физических упражнений, использование
наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры.
2. Словесный метод – объяснения, пояснения, подача команд, беседа
словесная инструкция.
3. Практический метод – повторение упражнений, без изменения и с
изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение
упражнений в соревновательной форме.
Три способа организации детей:
Групповой;
Индивидуальный;
Фронтальный.
Методы
Средства
Выразительная, грамотная и понятная
Словесные методы:
Рассказ,
объяснение,
беседа, речь педагога.
толкование (разъяснение понятия),
поручение,
анализ
ситуаций,
обсуждение, пояснения, указания,
вопросы
к
детям,
словесные
инструкции
(
инструкциикомментарии,
инструкцииинтерпретации),.
Наглядные
пособия,
образцы,
Наглядные методы:
использование атрибутов, карточек.
Метод демонстрации (использование Прослушивание музыки .и просмотр
технических средств для аудио и видео материалов
видео ряда)
Предполагает
показ
физических
Методы практического обучения:
Игровые,
соревновательные, упражнений., зрительных ориентиров,
повторение упражнений для развития имитации
движений
Различный
мышечно-двигательных
спортивный материал для практической
10
представлений
о
физических деятельности.
упражнениях и закрепления
двигательных навыков и умений.
2.4.Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
1 полугодие
Продолжительность
периодов
учебных
2 полугодие
Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка
1 год
28
28
14.10.202123.12.2021
10.01.202226.05.2022
5-6
1ч.
1 раз/нед
28
2.5. Календарный план воспитательной работы
№
1
2
3
4
Мероприятия
Объем
Старшая группа
Соревнование «Будь сильным и
25 мин
ловким».
Показ кукольного театра детям
25 мин
средних групп
Веселые старты
25 мин
Квест-игра «Выши, дальше, быстрей»
25 мин
Временные
границы
Октябрь
Декабрь
Март
Май
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Микляева Н.В. Физическое развитие дошкольников .Формирование
Двигательного опыта и физических качеств: уч.пособие. Москва: Изд-во
«ТЦ Сфера» ,2018.
2. Микляева Н.В. Физическое развитие дошкольников: уч.пособие. Москва:
Изд-во «ТЦ Сфера» ,2018г.
3. Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: уч.пособие.
Москва: Изд-во «Мозаика Синтез», 2017.
11
4. Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности в
ДОО.Средняя группа: уч. пособие. Москва: Изд-во «Сфера», 2018.
5. Чупаха, И.В.. Здоровьесберегающие технологии в образовательновоспитательном процессе: уч.пособие. Москва: Изд-во «Сфера», 2019.
12